Репетитор-тренажер для написания сочинений по литературе построен на моем опыте преподавателя литературы, репетитора, председателя региональной предметной комиссии и эксперта ЕГЭ.
Работая с учениками, я обратил внимание, что многие из них готовы обсуждать тему в формате “вопрос-ответ”, но затрудняются “упаковать” свои мысли в соответствии с параметрами сочинения для ЕГЭ.
Тогда я придумал алгоритм, позволяющий с помощью вопросов и ответов сконструировать сочинение в голове, чтобы затем оставалось только зафиксировать его на бумаге.
Хотя написание сочинения является творческим процессом, оно подчинено определенным закономерностям. И человек, владеющий этими закономерностями значительно меньше времени тратит на творческие муки, при этом способен получить запланированный результат.
Но большинство учеников пишет сочинение самостоятельно. Они получают от учителя темы и инструкции, а потом остаются один на один с чистым листом бумаги.
Часто это приводит к печальным результатам.
В процессе работы над сочинением ученику приходит в голову много хороших идей, но, как правило, большинство из них отбрасывается. Одни кажутся ученику неправильными, странными, нелепыми, несуразными, другие ученик не может сформулировать как следует, развить и аргументировать.
В результате сочинение подчас пишется на том материале, который остался после такого отрицательного отбора, и получается банальным, скучным, малосодержательным. Или умным, интересным, но запутанным. И в том, и в другом случае оно получит на ЕГЭ низкую оценку, потому что будет оцениваться, прежде всего, по формальным критериям.
Поэтому у меня родилась идея цифрового наставника, который будет сопровождать ученика в процессе написания сочинения, отвечать на вопросы, помогать развивать идеи, поддерживать уверенность в своих возможностях и подсказывать следующий шаг в процессе работы.
Мой репетитор работает с учеником столько, сколько необходимо для написания сочинения. Он позволяет в любой момент сделать остановку, а потом продолжить с того момента, на котором остановились. Шаг за шагом ученик нарабатывает материал для своего будущего сочинения, чтобы потом, как из деталей конструктора, собрать из него единый текст. При этом фиксируется каждый шаг работы, благодаря чему всегда можно вернуться назад и посмотреть, что уже обсудили и к каким выводам пришли.
У многих сегодня возникает соблазн перепоручить ИИ процесс думанья. В компании “Смыслотека”, где я работаю, и где была разработана программная платформа моего репетитора, к искусственному интеллекту несколько другое отношение. Мы уверены, что искусственный интеллект может усилить человека, развить его интеллектуальные способности и расширить его горизонты за счет тех колоссальных знаний и умений, которыми он обладает.